Новости РФ,  Украинские организации в РФ

Історія і сучасний стан українців Прибайкалля

Spread the love

Уривок з: Социальная адаптация украинских иммигрантов : монография / А. В. Завьялов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – 179 с.
– С. 75-82.

Сибирь, с некоторыми оговорками, можно считать особым примером украинской эмиграции. Украинскую иммиграцию в Сибирь обычно не делят по волнам, потому что промежутки прерывания небольшие, и до 1990 г. она относительно стабильна. Отметим также, что эмиграция в Сибирь далеко не всегда была делом добровольным. Часто, при помощи административного ресурса, сюда переселяли людей для ее освоения, образуя, таким образом, уникальную сибирскую мозаику народов.

Иркутская область – регион многонациональный. Так сложилось исторически. Тут совместно живут представители самых разных национальностей: русские, буряты, белорусы, немцы, татары. Органично в эту среду вписались и украинцы. На протяжении вот уже четырёх с половиной столетий они совместно с другими народами осваивают этот край.

История формирования украинской диаспоры в Восточной Сибири (в частности в Прибайкалье)

Известия об украинцах до конца XIX в., то есть до начала массовой крестьянской колонизации Сибири, достаточно неподробны. Однако можно констатировать, что они играли немаловажную роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири.

Среди российских промышленников и «служилых людей», которые в XVII-XVIII вв. осваивали Сибирь, в том числе и Прибайкалье, а затем Дальний Восток и Аляску, были и украинцы. Но миграция в XVII-XIX вв. имела преимущественно принудительный характер (ссылки). Первые украинцы в Восточной Сибири появились в 1642 г. Тогда на реку Лену были сосланы казаки Слободской Украины с семьями, всего 188 чел., которые прибыли на место только в 1646 г. Эти ссылки продолжались и дальше (1646, 1649 гг. и т.д.): это были украинские государственно-политические деятели, настроенные оппозиционно к московскому правительству, либо те, кого московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х гг. были сосланы сторонники гетмана Ивана Выговского, в 1660-м противники московского ставленника гетмана Ивана Брюховецкого. В 1670-х был сослан украинский гетман Демьян Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями, сам он отбывал заключение в Иркутской тюрьме, из которой был освобожден только в 1688 г. и пострижен в монахи. В 1680-х был сослан гетман Иван Самойлович с сыном Яковом и племянником Михаилом. После Полтавской битвы 1709 г. в Прибайкалье оказалось немало сторонников гетмана Ивана Мазепы. После ликвидации Гетманщины (украинской автономии в составе России в 1654-1764 гг.), в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, примерно в то же время были осуждены на каторгу участники Колиивщины (крестьянско-казацкого восстания в Западной и Центральной Украине в 1768 г. против крепостнического и национального гнёта, наивысший подъём движения гайдамаков, сопровождалась массовой резней еврейского и польского населения в Подолии и на Волыни, подавлена польскими и российскими войсками) во главе с Максимом Зализняком (которого, однако, не сослали).[1]

В начале XIX в. в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке. Среди ссыльных украинские декабристы, члены Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционные народники, социал-демократы, участники крестьянских восстаний, которые были сосланы либо на каторгу, либо на т.н. свободное поселение, а также некоторые общественные и культурные деятели, которых за «сепаратизм» по наказу российской власти принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири (в том числе и Прибайкалья) было включено немало украинцев.[2]

Украинцы играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири. Переселившимся в Сибирь украинцам (как правило, не ссыльным, а посланным по «царским делам») удавалось пробиться в высшие эшелоны власти. Их можно найти даже в администрации Сибири. Например, генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Сулима родом из украинского дворянства. Также украинцы участвовали в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.

Особое место украинцы занимали в церковной жизни Сибири. Митрополитами тобольскими и сибирскими были Филофей Лещинский, Иоанн Максимович, Антоний Стаховский, Арсений Мациевич, Павел Конюскевич. Первый правящий епископ Восточной Сибири, епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий, родом из Черниговской губернии, учился в Киевской духовной академии. Также уроженцами Украины были Иннокентий Нерунович и Софроний Кристалевский. Они в основном окружали себя духовенством украинского происхождения.[3]

Немало украинцев занималось исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX вв. Например, Григорий Новицкий, родом из украинской знати, автор первой этнографической монографии на русском языке «Краткое описание о народе остяцком».

Массовый добровольный выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х гг. Отмена крепостного права и вставшая затем проблема малоземелья и безземелья крестьян в Украине, Беларуси и Европейской части России повлекла значительное увеличение иммиграции за Урал, в первую очередь на юг Сибири и на Дальний Восток, где земля как раз была предназначена для земледелия. Эмиграция из Украины стала особенно масштабной после постройки Транссибирской магистрали. Именно тогда в Восточной Сибири появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтава, Калинино и т.д. Царское правительство всячески поощряло добровольную колонизацию Сибири пониженными налогами и возможностью «урвать кусочек побольше». По результатам Всероссийской переписи населения 1897 г., в ходе которой впервые учитывалось распределение населения по родному языку, в Иркутской губерний проживало 2 177 украинцев (всего в азиатской части Российской империи порядка 225 тыс.)[4]. В 1912 г. в Иркутске был зарегистрирован Украинский литературно-музыкально-драматический кружок «Громада» в составе девяти чел. С 1906 по 1917 гг. в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.[5]

Хозяйство и быт украинцев в Сибири, их взаимоотношение с другими народами до Революции 1917 г.

Национальный состав населения Сибири и Дальнего Востока очень разнообразен. Он формировался под влиянием многих факторов, среди которых особо следует выделить походы московских войск, добровольное вхождение многих народов и их территорий в состав России, переселение из Европейской части страны, ссылки и Столыпинская реформа.[6]

Конечно, миграция предполагает высокий уровень межэтнического взаимодействия, именно поэтому в подобных условиях этничность выступала и как фактор дифференциации от других национальных групп переселенцев, желание сохранить свой национальный колорит и культуру, и как фактор консолидации внутри сообщества и с другими народами, населяющими данную территорию.

В тяжелых сибирских условиях представителям многих народов приходилось находить между собой общий язык. Формировались полиэтнические и моноэтнические поселения, в которых каждый дом был маленьким островком культуры какого-нибудь народа, а их жители ездили на общую ярмарку, покупая, продавая и обмениваясь товарами, поддерживая хорошие отношения между собой. Если прибывала целая группа переселенцев из какого-нибудь одного региона или населенного пункта, то поселение называли так же, как оно называлось на Родине. Появлялись характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтава, Калинино, Бессарабка (украинские), Рыбное, Михайлов, Кораблино, Смоленщина, Рязанка, Царицыно (русские), Гомелька, Минское, Берестейщина, Полоцкое (белорусские) и множество других.

Национальный колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. К примеру, большинство украинских поселений – это избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Большинство русских поселений – это бревенчатые избы с деревянной крышей и кирпичной печной трубой, большим внутренним двором, за которым зачастую находился огород.

Если поселение имело смешанный украинско-русский национальный состав, то жители, как правило, селились в две улицы. Отношения поддерживались ровные, добрые; если и случались конфликты, то главным образом из-за земли и платежей. Но в некоторых селениях украинцы отмечали у русских пристрастие к сквернословию: «шибко ругаются, да на сходах кричат», – говорили они.

Безусловно, это приводило к ассимиляции, появлению смешанных культурных типов в ведении хозяйства и смешения в языке: в русском появилось множество украинизмов (чоботы, сорочка, буряк, гомонок), а в украинском – русизмов – так появлялся особый сибирский говор.

Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства переселенцы из Европейской России полностью заимствовали у сибиряков. Сознательно следуя им во всем, указывали: «вся справа у нас, как у сибиряков».

Переселенцев из Европейской России, Беларуси, а в особенности из Украины отличало то, что они стремились расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур. Для многих переселенцев отсутствие садов увеличивало недовольство Сибирью и тоску по Родине.

Однако в сибирских условиях прекрасно себя чувствовали другие культуры, выращиваемые также в Европейской части страны: репа, редька, брюква, зерновые культуры. Конечно, далеко не все выходило сразу: многое вымерзало из-за неприемлемых в сибирских условиях технологий обработки земли, однако со временем это изменилось.

Близкое соседство приводило к взаимопроникновению в области хозяйствования: русские перенимали у украинцев технологии выращивания теплых культур, которые не так-то просто было вырастить в холодной Сибири, а украинцы у русских технологии выращивания типично русских культур. Вследствие этого типично русские и типично украинские сельскохозяйственные культуры стали общесибирскими.[7]

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., в Сибири и на Дальнем Востоке русские составляли порядка 4,5 млн. чел., украинцы – порядка 250 тыс. чел. Украинцы компактно проживали в Амурской и Приморской областях («Зеленый Клин»), Тобольской и Томской губерниях («Серый Клин»), там они составляли значительную часть населения.[8] Клином украинцы называли земельный надел, колонизируемые земли, заселяемые ими территории.

К примеру, в Приамурье многие населенные пункты были украинскими. Вот что пишет Иван Иллич-Свитыч, описывая дальневосточный Уссурийск в 1905 г.: Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица – Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь еще крытые соломой. В конце города, при слиянии Раковки с Супутинкой, как часто и на коренной Украине, устроен «ставок», подле которого живописно приютился «млынок», так что получалась бы вполне та картина, в которой «старый дид» в одной песне смущает «молоду дивчину» – «и ставок, и млынок, и вишневенький садок», если бы этот последний был налицо. Среди полтавцев, черниговцев, киевских, волынских и других украинцев переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкраплением в основной малорусский элемент. Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, лениво пережевывающих жвачку подле возов, наполненных мешками муки, крупы, сала, свиных туш и т. п.; та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится веселый, бойкий, оживленный малорусский говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя.[9]

Одним из основных отличительных моментов повседневной жизни украинских переселенцев от русских в Сибири является то, что украинцев выделяла повышенная религиозность. В Сибири подавляющее большинство населенных пунктов не имело своих церквей, что еще больше усиливало жалобы на Сибирь, т.к. церковь традиционно являлась средоточием жизни населенного пункта, играла ведущую роль в духовной жизни крестьян в Украине. Украинцы были особенно настойчивы в стремлении построить церковное здание. Так, жители чисто украинской деревни Ново-Рождественка Томской губернии неоднократно лично просили чиновника по крестьянским делам и Фонд вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги о строительстве в их деревне храма. В ответ на ходатайство началось строительство, а в 1897 г. был открыт приход и освящена церковь-школа во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

У русского населения Сибири большой пласт составляли старообрядцы (противники Никоновской реформы 1650-1660-х гг.). С 1735 г. сторонников древлеправославия ссылали в Восточную Сибирь и Забайкалье, где они основывали свои населенные пункты. Их отличала традиционность старорусской культуры: в одежде, быту, постройке домов, церквей, ведении хозяйства. Также разница состояла и в церковных обрядах: они, в отличие от новообрядцев, использовали двухперстное крестное знамение, богослужение происходило по Иерусалимскому уставу, сохраняли начальные и исходные поклоны, поддерживался ритуал соборной молитвы, крестный ход совершался по Солнцу и т.д.

Сибирь вобрала все многообразие русской и украинской культур, каждый народ привнес в общесибирскую копилку народов огромный вклад, приняв участие в формировании современного облика Сибири. Появилось множество моно- и полиэтнических поселений с характерными названиями, усовершенствованные типы хозяйствования и постройки домов. Переселенцы научились выращивать традиционные для своих народов сельскохозяйственные культуры. Сибирь вобрала в себя всю религиозную уникальность, что, несомненно, оставило отпечаток в культуре народов Сибири.[10]

Советский период в истории украинцев Иркутской области

Революция в России вызвала резвую политическую активность практически всего населения Сибири. Прибайкалье в целом не стало исключением, однако какой-либо знаковой социально-политической активности украинского населения в регионе не наблюдалось, в отличие от регионов Западной Сибири (Омск, Томск, Новосибирск и др.) и Дальнего Востока (Владивосток, Благовещенск, Уссурийск и др.), где создавались окружные рады, военные батальоны, органы местного самоуправления и т.д. В Иркутске в то время существовал только украинский батальон им. атамана М. Зализняка.[11]

Население Прибайкалья не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 гг., вместе с тем почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей бывшей Российской империи. Однако ближе к 1930-м гг. численность украинцев снова начала возрастать. Здесь мы уже видим как добровольно переселившихся, так и репрессированных.

В этот же период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье также было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка и литературы[12]. Однако, начиная с середины 1930-х «коренизация» была свёрнута, ей на смену пришла русификация. Как следствие, большинство школ с преподаванием языков народов СССР были закрыты, либо перепрофилированы.

С началом Великой Отечественной войны из Украинской ССР за Урал было эвакуировано огромное количество заводов и фабрик вместе с персоналом. Часть из них была размещена в Прибайкалье. Также в Иркутской области было множество спецпереселенцев из Западной Украины, обвиненных в пособничестве Украинской Повстанческой Армии (УПА) и отправленных на принудительные работы, а также заключённых в системе концентрационных лагерей ГУЛАГ. Как пишет Т. В. Гуршоева, контингенты из Западной Украины составляли треть от всех спецпоселенцев в Иркутской области (около 100 тыс. чел.), среди них: осадники, беженцы (обе категории начали выселять с 1940 г.), кулаки (данную категорию, в отличие от остальных, выселяли только в Иркутскую область), иеговисты, оуновцы (последние три категории выселяли в 1944-1952 гг.). Условия содержания в спецпоселениях были, мягко говоря, практически невыносимыми (не хватало жилья, еды, смертность значительно превышала рождаемость, рабочие условия зачастую были очень тяжелыми). К середине 1960-х гг. все они были освобождены, подавляющее большинство вернулось на историческую родину.[13]

С начала 1950-х гг. начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда множество студентов, рабочих, строителей Байкало-Амурской магистрали, каскадов ГЭС и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись также и на целинные земли, затем советская власть организовывала их на работу либо добровольное переселение («советская система распределения»).[14]

Динамика численности украинского населения в Иркутской области (1897 – начало 2000-х)

Точных данных о численности украинского населения вплоть до первой Всероссийской переписи населения 1897 г. нет. Рассмотрим динамику и причины переселения украинцев в Прибайкалье с 1897 г.:

Таблица 14. Численность, удельный вес и половой состав украинского населения Иркутской области, 1897-2010 гг.[15]

Год Чис-ть, чел. Уд. вес, % Женщины, чел. Доля, % Мужчины, чел. Доля, %
1897 2 177[16] 0,42 608 27,93 1 569 72,07
1926 16 333[17] 2,20 7 291 44,64 9 032 55,36
1939 47 110 3,61 18 285 38,81 28 825 61,19
1959 97 184 4,92 43 543 44,80 53 641 55,20
1970 84 356 3,65 38 885 46,10 45 471 53,90
1979 90 767 3,55 42 159 46,48 48 608 53,52
1989 97 405 3,45 46 070 47,30 51 335 52,70
2002 53 631 2,08 27 324 50,95 26 307 49,05
2010 30 827 1,27 16 491 53,50 14 336 46,50

По данным переписи 1897 г., в Иркутской губернии проживало 2 177 малороссов, а по данным переписи 1926 г. в Иркутском, Киренском и Тулунском округах Сибирского края проживало уже 16 333 украинцев. Увеличению численности украинского населения поспособствовали следующие причины: Столыпинская реформа, малоземелье в Украине, налоговая и земельная привлекательность Прибайкалья в тот период.

В период с 1926 по 1939 гг. отмечено резкое увеличение численности украинцев в Иркутской области почти до 50 тыс. чел. Это связано, прежде всего, с миграцией из Украины (как добровольной, так и принудительной), малоземельем, большей возможностью трудоустройства. В 1939 г. было зафиксировано 47 110 украинцев, из них в г. Иркутске – 9 416.

В период с 1939 по 1959 украинское население Прибайкалья возросло более чем в два раза – почти до 100 тыс. Этому поспособствовала Вторая Мировая война: перевод заводов и фабрик из Украины в Сибирь, бегство населения, массовые ссылки и депортации из Западной Украины, потребности государства в более быстром освоении Прибайкалья (стройки-гиганты).

В 1959-1989 гг. наблюдается «волновая» динамика численности украинцев в Прибайкалье: сначала уменьшение, потом постепенное увеличение. Так, в период с 1959 по 1970 отмечено снижение численности украинцев. Связано это с тем, что хозяйственная деятельность страны приходила в норму, некоторые заводы и фабрики были переведены обратно в Украину, население начало возвращаться на свои исконные земли. Причинами последующего увеличения являются освоение ресурсной базы Сибири в 1970-1980-х гг. и всесоюзные ударные стройки.

Начиная с 1990 г. прибайкальский украинский массив приобретает совершенно другие формы, наблюдается резкое снижение количества украинцев (в области с 1989 г. по нынешнее время – более чем в три раза). Самая главная причина – это распад СССР. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину. Также причинами послужили безработица, развал хозяйственного комплекса, семейные обстоятельства[18]. Кроме того, численность украинцев снижается из-за резкого падения темпов новой иммиграции (за 20 лет в Иркутской области натурализовалось всего лишь порядка 2 тыс. украинцев) и увеличивающихся темпов «старения» диаспоры. Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации: часть украинцев перестали воспринимать себя украинцами хотя бы по причине того, что «в России живём»[19]. По переписи 2002 г. украинцев насчитывалось 53 631 чел. в области[20], и 9 689 чел. в г. Иркутске. По данным Переписи населения 2010 г., в области проживает 30 827 украинцев)[21]. Также постсоветский период характеризуется постепенной «феминизацией украинской диаспоры», что является закономерным процессом: доля женщин постепенно увеличивается.

С 1991 до 2000 в основном приезжали сибирские «репатрианты» из Украины (военные с семьями, возвращающиеся в Сибирь, русские, оказавшиеся в силу различных причин в Украине, украинцы, желающие воссоединиться со своими семьями в Сибири и т.д.; темпы возвращения существенно замедлились в 1995 г.), а количество трудовых мигрантов было незначительным. Но, начиная с 2000 г., наблюдается небольшое увеличение украинской трудовой миграции, а количество «репатриантов» резко снижается.

Какие-либо общественные объединения по этническому признаку в советское время не создавались, в связи с чем не было предпосылок и возможности для развития этнической групповой солидарности. Постсоветское время характеризуется массовым появлением национально-культурных общественных организаций, в том числе и украинских, которые в основном организовываются более ранними переселенцами. К 2000 г. в Сибири насчитывалось уже более тридцати украинских организаций (в Иркутской области – две).

Украинцы в структуре населения Иркутской области (по данным последних Переписей населения)[22]

Украинцы в Иркутской области – третья по численности этническая группа после русских (91,4%) и бурят (3,3%): в 2010 г. – 30 827 чел. (1,27%), из них городского населения – 25 498 (82,7% – высокая степень урбанизированности), сельского – 5 329. Украинок в области – 16 491 (53,49%), украинцев – 14 336 (46,51%).

Наибольший удельный вес украинцев в муниципальных образованиях Иркутской области (2010): в Усть-Илимском районе – 3,3%, г. Усть-Илимске – 2,9%, Казачинско-Ленском районе – 2,7%, Бодайбинском, Мамско-Чуйском, Чунском районах – по 2,2%, Нижнеилимском и Усть-Кутском районах – по 2,1%, г. Братске – 1,9%.

Наибольшая численность украинцев в муниципальных образованиях Иркутской области (2010): в г. Иркутске – 5 824 (из них в Ленинском внутригородском округе – 1 147, Правобережном – 1 257, Октябрьском – 1 507, Свердловском – 1 913), затем следуют г. Братск – 4 651, Ангарское МО – 2 734, г. Усть-Илимск – 2 476, Тайшетский район – 1 172, Нижнеилимский район – 1 134, Усть-Кутский район – 1 125.

Таблица 15. Расселение украинцев в муниципальных образованиях Иркутской области, 2010 г.

Муниципальное образование чел. Муниципальное образование чел.
г. Иркутск 5 824 Черемховский район 356
г. Братск 4 651 г. Зима 254
Ангарское МО 2 734 г. Тулун 241
г. Усть-Илимск 2 476 Боханский район 238
Тайшетский район 1 172 Зиминский район 201
Нижнеилимский район 1 134 Аларский район 192
Усть-Кутский район 1 125 г. Свирск 188
Иркутский район 855 Киренский район 181
Братский район 838 Куйтунский район 175
г. Усолье-Сибирское 813 Эхирит-Булагатский район 143
Чунский район 801 Качугский район 129
Нижнеудинский район 776 Мамско-Чуйский район 121
Шелеховский район 637 Тулунский район 120
Усть-Илимский район 621 Усть-Удинский район 100
Усольский район 555 Осинский район 95
Черемхово 525 Нукутский район 73
Бодайбинский район 500 Балаганский район 56
Казачинско-Ленский район 490 Катангский район 50
Заларинский район 479 Жигаловский район 45
г. Саянск 401 Ольхонский район 41
Слюдянский район 390 Баяндаевский район 31

В 2010 г. в Иркутской области было зафиксировано 43 301 уроженца Украины (на 12 474 чел. больше, чем самих украинцев), в 2002 г. – 58 041 уроженца Украины (на 4 410 чел. больше, чем самих украинцев), в 1989 – 97 651 (на 246 чел. больше, чем самих украинцев). Таким образом, наблюдаются ускоряющиеся темпы ассимиляции, т.к. число украинцев снижается намного быстрее, чем число уроженцев Украины.

В 2010 г. в Иркутской области украинским языком владело 18 095 чел. (0,75% от населения Иркутской области), из них украинцев – 11 415 (63% от общего числа владеющих, 37% от всех украинцев области), русских – 6 071 (33,5% от общего числа владеющих), белорусов – 125, татар – 19, бурят – 17. 99,9% украинцев области владеет русским языком.

В 2010 г. среди украинцев Иркутской области украинский язык в качестве родного указали 7 270 чел. (23,5%), русский – 23 489 (76,2%), татарский – 5.

Всего же в Иркутской области украинский язык назвали родным 7 736 чел. (0,32% от населения области), среди них украинцев – 7 270 (94%), русских – 376, белорусов – 7.

В 2010 г. распределение по уровню образования среди украинцев Иркутской области выглядело следующим образом: послевузовское образование – 140 (0,46%), высшее – 5 874 (19,3%), неполное высшее – 578 (1,9%), среднее профессиональное – 10 270 (33,77%), начальное профессиональное – 1 182 (3,88%), среднее (полное) общее – 5 312 (17,46%), основное общее – 3 815 (12,6%), начальное общее – 2 923 (9,61%), не имеют никакого образования – 313 (1,02%; из них неграмотных – 121).

В 2010 г. распределение по возрасту выглядело следующим образом: 0-18 лет – 1,88%, 18-24 – 4,46%, 25-29 – 1,93%, 30-39 – 9,26%, 40-49 – 17,35%, 50-59 – 24,66%, 60-69 – 20,33%, старше 70 – 22,32%. Средний возраст украинцев в области – 56,2 лет, медианный – 57,1 лет (в 2002 г. медианный возраст – 49,5 лет), что говорит о крайне высоких темпах старения диаспоры.

Таблица 16. Распределение украинского населения Иркутской области по возрасту и полу, 2010 г.

  Всего, чел. Женщины, чел. Мужчины, чел.
Всего украинцев, чел. 30 827 16 491 14 336
из них: 0 – 4
5 – 9
10 – 14
15 – 17
18 – 19
20 – 24
25 – 29
30 – 34
35 – 39
40 – 44
45 – 49
50 – 54
55 – 59
60 – 64
65 – 69
70 и >
не указали
82
140
197
161
175
513
597
1 101
1 756
2 286
3 068
3 785
3 818
3 512
2 757
6 883
1
34
62
94
76
89
230
303
558
855
1 166
1 575
1 916
1 827
1 816
1 578
4 281
1
48
78
103
85
86
283
294
543
871
1 115
1 493
1 869
1 991
1 696
1 179
2 602
моложе труд. возраста
в труд. возрасте
старше труд. возраста
475
15 372
14 979
213
6 775
9 502
262
8 597
5 477
средний возраст
медианный возраст
56,2
57,1
57,6
58,5
54,6
55,8

По состоянию на 2010 г., на территории Иркутской области постоянно проживало 523 гражданина Украины (из них в г. Иркутске – 143). В 2002 г. – 1 776.

Современное этнокультурное состояние украинцев в Иркутской области

К концу 1980-х гг. украинцы Прибайкалья начали ощущать потребность в общении на родном языке. Они стали собираться семьями, компаниями, готовить национальные блюда, петь знакомые с детства песни. Однако ощущение оторванности от Родины усилилось с распадом СССР. В этот период по России прокатилась волна национально-культурного возрождения, это было отмечено объединением граждан по национальному признаку. Не стали исключением и украинцы Иркутска.

Первый шаг по организации украинского общества в г. Иркутске был сделан работником Музыкального театра им. Загурского Николаем Срибняком. Он собрал многих людей, желающих сохранить свою культуру и язык, обычаи и традиции, знать и изучать свои корни, в неформальный клуб. Первым серьезным мероприятием стали «Дни славянской письменности» в 1991 г. На выставку были привезены книги из Украины на национальном языке.

В 1992 был зарегистрирован Иркутский национальный центр украинцев «Клэкит», председателем которого и стал Николай Срибняк. Основными целями Центра стали сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.

Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Его члены участвуют во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, совместных проектов с украинцами из других городов и стран возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

Культурный центр «Клэкит» долгое время располагался в стенах библиотеки №13 г. Иркутска. Город Киев подарил Украинскому центру книги, из которых была сформирована первая библиотека украинской литературы, которая постоянно пополняется и действует поныне (правда, уже не в стенах библиотеки). Кроме того, оформлялись выставки народно-прикладного творчества, устраивались праздники. Члены Центра тесно взаимодействовали с работниками библиотеки, они помогали друг дугу в ведении летописи, проведению праздников, участии в городских мероприятиях и пр.

В начале 1990-х в г. Иркутске некоторое время выходила газета «Сибирский украинец».

1995 г. при культурном центре создан хор «Славяне», исполняющий песни на украинском и русском языках, во главе со Степаном Ильяшенко. Хор затем получил звание «народного».

В 1996 г. в связи с отъездом Николая Срибняка в Украину, где он был назначен на должность архиерея Сумского и Охтырского Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, председателем центра стал заслуженный артист России, главный дирижер Музыкального театра Николай Сильвестров. В 1997 г. были проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность Центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.

В 2000 г. по инициативе народного художника России, заслуженного деятеля искусств, почетного гражданина города Иркутска Виталия Рогаля (именем которого назван Дом В. С. Рогаля, располагающийся на ул. Халтурина, 3 в Иркутске) «Клэкит» был переименован в «Днипро», а его главой был избран работник областной администрации Георгий Шаховцов. В 2001 г. после его скоропостижной кончины председателем стал заслуженный артист России Ерофей Васильев, заместителем – Максим Коник.

В 2007 г. Украинский культурный центр «Днипро» отпраздновал свое пятнадцатилетие. В Музыкальном театре был устроен концерт украинской культуры, в котором участвовали как члены центра, так и гости из украинских организаций области и представители других национально-культурных центров.[23]

С 2008 по 2014 г. под руководством Андрея Завьялова при Центре постоянно действовал класс украинского языка выходного дня. Его деятельность была направлена на изучение украинского языка и украиноведения.[24] В среднем на учебный год набиралось 4-6 учащихся разных возрастов и национальностей, а в 2013 г. на постоянной основе ходили 10 чел., 4 из которых получили сертификаты о владении украинским языком (притом изначально курсы посещало 56 чел.)[25]. В 2011 и 2013 гг. проекты по развитию украинского класса получали финансовую поддержку от органов власти города и области[26]. С 2016 г. проводятся периодические занятия по украинскому языку.

В 2009 г. студентами Музыкального колледжа Иркутска была поставлена опера Семена Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаєм». Певцы Украинского центра были приглашены вести уроки украинского пения и произношения. Благодаря плодотворному труду студентов и членов центра эта опера была поставлена в театре, где имела большой успех среди зрителей.

В начале 2011 г. Председатель центра Ерофей Васильев встретился с мэром г. Иркутска Виктором Кондрашовым, где доложил ему об основных проблемах центра. При содействии мэра Украинский центр получил помещение в 25 м2, т.к. в 2008 г. в связи с ремонтом помещения библиотеки №13 Украинский центр выехал из нее. Затем в 2012 г. было основано Муниципальное казенное учреждение «Город», которое стало целенаправленно заниматься вопросами в т.ч. и предоставления помещений национально-культурным центрам в г. Иркутске на базе своих ресурсных центров, одно из которых получил Украинский центр в результате переезда.

В 2012 г. председателем Центра стала Наталия Витт. В том же году Центр отпраздновал свое двадцатилетие. В Иркутской Филармонии был дан грандиозный концерт, в котором помимо членов Центра приняли участие солисты Филармонии и гости из других национально-культурных организаций. А в 2014 г. в той же Филармонии был проведен большой концерт, посвященный 200-летию со дня рождения выдающего украинского поэта и писателя Тараса Шевченко, в котором приняли участие украинские коллективы Иркутска, Братска, Усть-Илимска, сел Батама и Тихоновка.

Ежегодно иркутские украинцы участвуют в общегородской культурной жизни, это праздники Ивана Купала и Троицы, День России, День Победы, День Города, День Народного Единства, фестиваль «Сияние России», «Иркутск – город многонациональный», детский фестиваль «Байкальская радуга», ежегодный фестиваль национальных культур, межнациональные интеллектуальные игры, спортивные соревнования. Также центр ежегодно проводит свои праздники, среди которых Рождество, Пасха, Шевченковские дни, День украинской письменности и языка и т.д.

Кроме культурно-просветительской деятельности общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами. Члены общества приобщаются к культуре и традициям других народов нашего региона, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений. Проводят совместные праздники, игры и конкурсы.

Объединение украинцев-иркутян существует благодаря их взаимному интересу к сохранению родного языка, культуры, народных традиций, исторических связей с далёкой Родиной. Большинство встреч украинцев, национальных праздников для взрослых и детей проходят в офисе Ресурсного центра, где оформлен яркий с национальной атрибутикой «кусочек» Украины. Вышитые рушники, картины, предметы украинского быта, различные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты о жизни Центра привлекают внимание не только украинцев, создают атмосферу дружеского общения на островке далёкой Родины.[27]

Также в Иркутской области существуют и другие украинские организации, а именно: Усть-Илимская городская общественная организация «Украинский культурный центр «Черемшина» (рук-ль Николай Грищук), ансамбль украинской песни «Моя рідня» (г. Усть-Илимск), ансамбль украинской песни «РаДея» (г. Шелехов), фольклорный ансамбль «Берегиня» (Качугский район), ансамбль бандуристов «Барвінок» (с. Карозей) и др.

Своеобразным «сердцем» украинской культуры Прибайкалья по праву считается с. Батама, основанное в конце XIX в. переселенцами из Украины. В селе действует пять украинских культурных коллективов: народный хор украинской песни «Калина», народная украинская фольклорная группа «Берегиня», народный вокальный ансамбль «Любисток», детский фольклорный ансамбль «Зіронька», вокальная группа «Мрiя».

Иркутские украинцы заняты в самых разнообразных сферах деятельности: от политики до культуры, от здравоохранения до науки. Они, наравне с другими народами, активно участвуют в построении российской государственности и демократии, развитии гражданских институтов и социальной сферы.

Среди знаменитых украинцев Прибайкалья, не упомянутых выше, также: Корней Мисевич – почетный географ Украины, доктор географических наук, профессор ИГУ, Николай Винниченко – генеральный директор ОАО «Мясокомбинат «Иркутский», почетный гражданин Ольхонского района и Иркутской области, Сергей Хомяк – руководитель ООО «Эльдорадо-Забайкалье», Тамара Баймашева – генеральный директор ОАО «Иркутский масложиркомбинат», Виктор Лесовой, Юлия Панченко, Николай Мальцев – солисты Иркутского Музыкального театра им. Загурского и др.[28]

Несмотря на то, что украинцы остаются третьим по численности народом Прибайкалья, их число постепенно и повсеместно сокращается. На это повлияло множество причин: и распад Советского Союза, и экономический спад, и ассимиляция. Однако украинцы остаются важной составляющей культурной жизни Прибайкалья.

Сегодняшние украинцы Прибайкалья – в основном потомки осваивавших наш край переселенцев и ссыльных, репрессированных, а также прибывших сюда по распределению. Украинцы как этническая группа абсолютно ничем не отличаются от представителей других национальностей: они зарабатывают, богатеют, беднеют, покупают, продают, заводят семьи, делают карьеру и т.д.

Они нашли свое место на Сибирской земле, сохранив Украину в своих сердцах: обустроились, завели детей, друзей, внесли капельку себя в многонациональный край, не забывая своих корней, украинского языка и песен, таким образом сделав наш край богаче. Украинцы работают на благо своего региона и одновременно создают позитивный имидж Украины в глазах его жителей.

Андрей ЗАВЬЯЛОВ

Посилання на книгу: http://www.ukrkongress.lv/files/files/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2(1).pdf


[1] Енциклопедія українознавства. В 10 т. / Гол. ред. В. М. Кубийович. – Т. 7, репрінт видання 1973 року видавництва «Молоде життя», Париж, Нью-Йорк; Львів, 1998. – 4016 с. (Т. 7 сс. 2408-2800). – С. 2748-2763

[2] Завьялов А. В. Украинцы Иркутской области как составляющая многонационального сибирского сообщества / А. В. Завьялов // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – Иркутск, 2011. – №4. – [Электронный ресурс]. – URL:  http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zavyalov_a.v._ukraincy_irkutskoy_oblasti_kak_sostavlyayushchaya_mnogonacionalnogo_sibirskogo_soobshchestva.pdf

[3] Енциклопедія українознавства. В 10 т. / Гол. ред. В. М. Кубийович. – Т. 7, репрінт видання 1973 року видавництва «Молоде життя», Париж, Нью-Йорк; Львів, 1998. – 4016 с. (Т. 7 сс. 2408-2800). – С. 2748-2763

[4] Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств. Демоскоп Weekly. – [Электронный ресурс]. – URL: http://demoscope.ru/weekly/pril.php

[5] Енциклопедія українознавства. В 10 т. / Гол. ред. В. М. Кубийович. – Т. 7, репрінт видання 1973 року видавництва «Молоде життя», Париж, Нью-Йорк; Львів, 1998. – 4016 с. (Т. 7 сс. 2408-2800). – С. 2748-2763

[6] Руденко Л. Г. Миграция украинцев в Сибирь и Дальний Восток в системе российско-украинских миграционных связей / Л. Г. Руденко, К. Н. Мисевич, Н. И. Фащевский и др. – Иркутск, Киев: Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2007. – 103 с. – С. 19-28

[7] Завьялов А. В. Взаимодействие украинского и русского народов на территории Сибири и Дальнего Востока в дореволюционный период / А. В. Завьялов // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник материалов II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Тихонова. – М.: РГСУ, 2010. – Том 1. – С. 54-57

[8] Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств. Демоскоп Weekly. – [Электронный ресурс]. – URL: http://demoscope.ru/weekly/pril.php

[9] Мамай А. За Сибирью, где солнце всходит, или почему не состоялась в Зеленом клине вторая Украина / А. Мамай. – ZN.UA. – [Электронный ресурс]. – URL: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/za_sibiryu,_gde_solntse_vshodit,_ili_pochemu_ne_sostoyalas_v_zelenom_kline_vtoraya_ukraina.html

[10] Завьялов А. В. Взаимодействие украинского и русского народов на территории Сибири и Дальнего Востока в дореволюционный период / А. В. Завьялов // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник материалов II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Тихонова. – М.: РГСУ, 2010. – Том 1. – С. 54-57

[11] Украинцы. Историческая энциклопедия Сибири. Иркипедия. – [Электронный ресурс]. – URL: http://irkipedia.ru/content/ukraincy_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009

[12] Национальные школы. Историческая энциклопедия Сибири. Иркипедия. – [Электронный ресурс]. – URL: http://irkipedia.ru/content/nacionalnye_shkoly_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009

[13] Гуршоева Т. В. Спецпоселенцы из Западной Украины в Иркутской области: 1940-е – 1960-е годы : дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 // Гуршоева Туяна Валерьевна, Иркутск, 2006. – 235 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/specposelency-iz-zapadnoj-ukrainy-v-irkutskoj-oblasti-1940-e-1960-e-gody.html

[14] Завьялов А. В. Украинцы Прибайкалья: история и современность / А. В. Завьялов // Паритет. Молодежный общественно-научный журнал. – Иркутск: ООО «Оперативная типография «На Чехова», 2010. – №1(13). – С. 36-40

[15] Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств. Демоскоп Weekly. – [Электронный ресурс]. – URL: http://demoscope.ru/weekly/pril.php

[16] Учитывались данные по родному языку в Иркутской губернии.

[17] Данные по Иркутскому, Киренскому и Тулунскому округам Сибирского края (перечисленные округа охватывали ≈90% территории современной Иркутской области).

[18] Руденко Л. Г. Миграция украинцев в Сибирь и Дальний Восток в системе российско-украинских миграционных связей / Л. Г. Руденко, К. Н. Мисевич, Н. И. Фащевский и др. – Иркутск, Киев: Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2007. – 103 с. – С. 29-43

[19] Завьялов А. В. Украинцы Иркутской области как составляющая многонационального сибирского сообщества / А. В. Завьялов // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – Иркутск, 2011. – №4. – [Электронный ресурс]. – URL:  http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zavyalov_a.v._ukraincy_irkutskoy_oblasti_kak_sostavlyayushchaya_mnogonacionalnogo_sibirskogo_soobshchestva.pdf

[20] Всероссийская Перепись населения 2002 года. Росстат. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11

[21] Всероссийская Перепись населения 2010 года. Росстат. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

[22] По данным Всероссийской Переписи населения 2010 года. Результаты по Иркутской области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. – [Электронный ресурс]. – URL: http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/score_2010_default

[23] Зав’ялов А. В. Українці Іркутська як частка багатоетнічного сибірського суспільства / А. В. Зав’ялов // Шевченко – символ духовной связи украинского и казахского народов: Сборник материалов выступлений, докладов и сообщений участников третьих международных Шевченковских чтений, посвящённых 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко / под общей редакцией П. В. Токаря. – Астана: ЕНУ имени Л. Н. Гумилева, 2014. – С. 165-171

[24] Завьялов А. В. Технологии работы с молодежью в Иркутском Украинском культурном центре «Днипро» / А. В. Завьялов // Социальные технологии работы с молодежью в современном российском обществе: материалы городской студенческой научно-практической конференции. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2009. – С. 17-19

[25] Зав’ялов А. В. «Кажете, на українську в Росії нема попиту? Мушу Вас розчарувати!» Перший урок на суботніх курсах української мови в Іркутську відвідало 56 осіб / А. В. Зав’ялов. // Кобза – Українці Росії. – [Электронный ресурс]. – URL: http://kobza.com.ua/klekit-irkutsk/4714-kazhete-na-ukrainsku-v-rosii-nemaie-popytu-mushu-vas-rozcharuvaty.html

[26] Воскресный класс украинской культуры. Завьялов А. В. Проект. MyShared. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.myshared.ru/slide/113907/

[27] Украинский культурный центр «Днипро». Прибайкалье. Иркутская область: города и районы. – [Электронный ресурс]. – URL: http://pribaikal.ru/ukrainian-dnipro.html

[28] Завьялов А. В. Эволюция украинской диаспоры Прибайкалья: от царской России до наших дней / А. В. Завьялов // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе: II всерос. науч. интернет-конф. / под общ. ред. О. А. Кармадонова, О. А. Полюшкевич. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 140-148

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 × 1 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.